#rusmotorboat
#rusmotorboat

О федерации

Федерация водно-моторного спорта России

Общественная организация, созданная в целях содействия развитию водно-моторного спорта в Российской Федерации, укрепления позиций и повышения престижа водно-моторного спорта на территории РФ и на международной арене. Является членом Международного водно-моторного союза (UIM) и членом Олимпийского комитета России.

48 дисциплин
50 тренеров
1020 спортсменов

Ключевые даты

1904 – в Петербурге состоялись первые гонки моторных катеров в России, положившие начало водно-моторному спорту в стране.

1928 – водно-моторный спорт был включен в программу Первой Всесоюзной Спартакиады.

1937 – при Всесоюзном совете физической культуры СССР создается водно-моторная секция.

1938 – утверждены Правила соревнований по водно-моторному спорту; состоялось I Первенство СССР по водно-моторному спорту.

1959 – Всесоюзная секция преобразована в Федерацию водно-моторного спорта СССР, правопреемницей которой является ФВМС РФ.

1969 – вступление Федерации водно-моторного спорта СССР в Международный водно-моторный союз (UIM); советские спортсмены получили право участвовать в официальных чемпионатах мира и Европы.

1972 – впервые в истории нашей страны советский спортсмен завоевал звание чемпиона мира в водно-моторном спорте. Эта высокая честь принадлежит белорусскому спортсмену Евгению Радько.

2003 – состоялись первые официальные всероссийские соревнования по аквабайку.

2005 – Москва приняла первый в истории чемпионат мира по аквабайку среди женщин. Победу в дисциплинах «фристайл» и «ранэбаут» одержала российская спортсменка Анастасия Потанина.

2018 – в Тверской области состоялись первые в мире официальные международные соревнования по гидрофлайту (флайборду) под эгидой UIM

2019 – Россия стала первой страной в мире, чье национальное Министерство спорта официально зарегистрировало дисциплину гидрофлайт (флайборд).

2020 – впервые в России и мире состоялись официальный национальный Кубок и чемпионат по гидрофлайту.

23
Российских спортсмена стали призерами и чемпионами мира в различных классах судов в сезонах 2017-2019

История

Зарождение водно-моторного спорта в России (первая половина 20 века)

Первые гонки моторных катеров в России, положившие начало водно-моторному спорту в стране, состоялись 1-ого августа (19 июля) 1904 года в Санкт-Петербурге и вызвали большой интерес не только со стороны публики, но и царственных особ. Сейчас скорость победителя (чуть менее 20 км/ч) первых водно-моторных соревнований может вызвать снисходительную улыбку, но эти первые гонки дали чрезвычайно мощный толчок развитию водно-моторных клубов, секций и кружков по всей стране. Такие соревнования стали традиционными и проводились ежегодно до 1916 года

Первая мировая война, Октябрьская революция, Гражданская война надолго затормозили проведение водно-моторных соревнований в России, но в 1925 г. при обществе «Автодор» в Москве была создана секция водно-моторного спорта, а в 1928 году водно-моторный спорт уже был включен в программу Первой Всесоюзной Спартакиады.

3 апреля 1930 года постановлением Президиума ЦИК СССР, в котором отмечалась государственная важность физической культуры, был создан Всесоюзный совет физической культуры (ВСФК СССР) при ЦИК СССР, советы физкультуры в союзных республиках, областях, городах и районах при соответствующих местных Советах.

В 1937 году при ВСФК создается водно-моторная секция. Через год были подготовлены и утверждены Правила соревнований по водно-моторному спорту, составленные видным специалистом по малотоннажному судостроению, секретарем водно-моторной секции Мосавтоклуба Ю. В. Емельяновым.

В 1938 году состоялось I Первенство СССР по водно-моторному спорту. Следующее очередное первенство было назначено на июль 1941 года, которое по понятным причинам не состоялось.

Война уничтожила почти всю материальную часть: не осталось спортивных судов, сохранившиеся моторы напоминали металлолом. Но остались люди, влюбленные в этот спорт. Основными центрами возрождения водно-моторного спорта стали Москва и Ленинград.

Золотой век советского водно-моторного спорта (60-е-80-е годы 20 века)

В 1959 году Всесоюзная секция была преобразована в Федерацию водно-моторного спорта СССР. Она берет под контроль налаживание массового производства спортивной техники, организацию расширенного издания литературы, выпуска хроникальных и научно-технических фильмов по водно-моторному спорту. Первым президентом ФВМС СССР стал уже упоминавшийся Юрий Владимирович Емельянов, который когда-то был секретарем на первых моторных гонках Советского Союза.

Водно-моторный спорт в шестидесятых годах становится поистине массовым. К 1964 году по всей стране насчитывалось порядка сорока тысяч водно-моторников. А к восьмидесятым годам – свыше семидесяти тысяч человек.

В 1960 году в пригороде Берлина городе Грюнау и Тернополе состоялись первые для советских спортсменов товарищеские соревнования с их зарубежными коллегами. Тогда же в СССР изменяют правила в соответствии с международными стандартами федерации UIM.

Переход на международные дистанции в шестидесятых годах оказался весьма своевременным – гонщики и лодки по своим характеристикам уже соответствовали мировому уровню. Все способствовало стабильным рекордам и победам. Так что вступление в 1969 году Федерации водно-моторного спорта СССР в UIM, объединяющий в то время свыше пятидесяти государств, оказалось логическим шагом для всего спорта. Наши спортсмены получили право участвовать в официальных чемпионатах мира и Европы. В эти годы руководителями ФВМС СССР были Леонид Петрович Балякин и впоследствии Клавдий Павлович Сукачев.

Государственная поддержка спорта, в том числе, и водно-моторного, внимательное отношение к детскому и юношескому спорту, точный выбор приоритетных гоночных классов и высокая организация спортивного и производственного процесса предопределили наступление «Эры СССР в мире».

После вступления ФВМС СССР в Международный водно-моторный союз спортсмены получили право участвовать не только в товарищеских матчах и встречах, но и в соревнованиях самого высокого ранга – чемпионатах Европы и мира.

В 1972 году Иван Богданов одержал победу на Европейском первенстве в классе гоночных скутеров «О 175», в 1973 году впервые в истории нашей страны советский спортсмен завоевал высшее на планете звание чемпиона мира. Эта высокая честь принадлежит замечательному белорусскому спортсмену Евгению Радько. В это время советские спортсмены принимали участие во многих международных соревнованиях, зачастую занимая призовые места и, главное, набираясь боевого гоночного опыта.

В эти годы и в стране проходило много различных соревнований, причем многие по своему уровню не сильно уступали зарубежным встречам по остроте спортивной борьбы и мастерству спортсменов. Например, постоянные участники международных соревнований и в своей стране показывали выдающиеся результаты. Уже упоминавшийся Иван Филиппович Богданов двадцать раз был чемпионом страны, на его счету масса установленных рекордов СССР в различных классах. Не менее успешно выступал на водных дорожках и его брат Петр Филиппович Богданов – ведущий спортсмен страны, особенно в классе гоночных скутеров «О 500». Шестикратный чемпион СССР, обладатель 14 рекордов страны, будущий президент ФВМС Петр Богданов в 10 международных соревнованиях становился на высшую ступень пьедестала почета.

Восьмидесятые годы прошлого столетия ознаменовались значительными успехами советских спортсменов в официальных международных соревнованиях самого высокого ранга. К этому времени, благодаря энергичной работе П.Ф. Богданова в качестве главного тренера сборной команды страны и с помощью хорошего материально-технического обеспечения со стороны ЦК ДОСААФ СССР, возглавляемого авторитетным и умным председателем - адмиралом флота СССР Егоровым Г.М, была создана прекрасная база для подавляющего преимущества советских спортсменов, в основном в международном классе гоночных скутеров «О-500». В это время уже несколько лет наши спортсмены ежегодно получали по пять достаточно дорогих гоночных моторов «КЕНИГ», производимых на фирме неплохо относящегося к нам Дитера Кенига в Западном Берлине. Да и в классах национальных скутеров мы получали ежегодно по 90 корпусов скутеров от Бернхарда Даниша и 5-8 глиссеров «Р-1000» с двигателями «Вартбург» производства ГДР, также неплохо обеспечивались гоночными свечами зажигания различных марок и параметров.

Очень хорошо работала система, в соответствии с которой спортсмен, ставший чемпионом (а иногда и призером) страны, получал из рук основных членов сборной команды СССР гоночные моторы, как правило, достаточно хорошего качества, да и запасными частями эти спортсмены также обеспечивались неплохо.

В свою очередь, ведущие спортсмены СССР, претендующие на высшие мировые и европейские звания, получали новые гоночные моторы.

В это время личный чемпионат СССР, в том числе, и в классах международных гоночных скутеров проводился в апреле и в октябре в г. Грозном на Чернореченском водохранилище и собирал очень большое количество участников. Например, в один из годов на апрельский этап в классе «О-500» (тогда класс назывался «ОС») было заявлено 28 спортсменов, и это в то время, когда чемпионат мира в этом классе собирал 14-15 спортсменов из разных стран. Так что конкуренция в классах международных гоночных скутеров в СССР была достаточно жестокая.

Для всех спортсменов в этих классах, входящих не только в основной состав, но и для ближайшего резерва, на верфи Ленинградского производственного объединения «Патриот» ЦК ДОСААФ СССР строились по индивидуальному заказу гоночные скутера всех классов. Большую помощь в этой работе оказывали ведущий конструктор ЦКТБ А. Э. Кипин и сами ленинградские спортсмены, работавшие на «Патриоте» – С. Атаманов, Н. Евдокименков, А. Арбузов и многие другие.

В это же время в Ленинграде был разработан проект, а затем начали и строиться корпуса скутеров новой необычной конструкции – своеобразная «помесь» катамарана и тримарана, за свои прекрасные качества на разгонных участках и в поворотах получившие название «Дрегстер». К очень большому сожалению эта разработка не была оформлена в виде патента, что в будущем негативно сказалось на спортивных результатах советских спортсменов.

И все же все усилия производственников, ЦК ДОССАФ, главного тренерского совета и, конечно же, всех спортсменов не могли не сказаться на результатах выступлений советских гонщиков на международной арене.

В 1982 году спортсмен из подмосковного Ногинска Анатолий Чермашенцев выиграл чемпионат мира в классе гоночных скутеров «ОЦ-500» («ОС-500»), а Анатолий Головин стал бронзовым призером, на следующий год уже сам А. Головин стал чемпионом мира.

В 1985, 1986 и 1987 годах ленинградец Алексей Ишутин не имел себе равных на мировой арене. А в 1987 году на чемпионате мира, проходившем в украинском Тернополе, весь пьедестал почета в этом главном для нас классе скутеров был у советских спортсменов – кроме А. Ишутина почетные места на подиуме заняли Андрей Берницын из Ленинграда и Юрий Лагутин из Евпатории.

Во всех международных соревнованиях команд социалистических стран «За дружбу и братство», проводимых ежегодно, победу одерживала сборная команда СССР (как правило, в состав команды на этих соревнованиях входили классы скутеров «ОА-250», «ОБ-350» («ОВ-350») и «ОЦ-500» («ОС-500»), мотолодки «SС-500», глиссера и «Р-1000»).

В это время сборная команда страны включала в себя два состава. Основной выезжал на официальные соревнования: чемпионаты мира и Европы, а также на соревнования команд социалистических стран «За дружбу и братство». Второй состав сборной ежегодно выезжал на международные соревнования в Болгарии в г. Кырджали и г. Русе. В этих соревнованиях прекрасную проверку в боевых условиях проходили многие спортсмены, впоследствии выступавшие за основной состав.

Очень сильными были и классы спортивных мотолодок «SВ» и «SС». Например, в 1982 году на чемпионате Европы, проводившемся в Выборге, весь пьедестал был советским. Чемпионом Европы в классе «SВ» стал Андрей Берницын, второе место занял Арвидас Бакшис из Каунаса, третье – Валерий Усолкин из Тольятти (четвертое место также было у советского спортсмена – будущего многократного чемпиона страны в этом классе Сергея Кунгурова из г. Каменск-Уральского).

Как правило, украшением всех чемпионатов были гонки национальных скутеров ОЦН – яростная борьба И. Чермашенцева, Е. Степанова, В. Шумакова, В. Кунича и многих других красноречиво говорила о том, что подготовка спортсменов к выступлениям в классах международных гоночных скутеров находится на высочайшем профессиональном уровне.

Многие спортсмены страны в различных классах в это время устанавливали рекорды мира – до сих пор в списках рекордов Международного водно-моторного союза можно найти имена спортсменов СССР.

В 1988 году П.Ф. Богданов познакомился и пригласил в Москву генерального промоутера нового для нас тогда класса «Формула-1», итальянца голубых кровей Николо ди Сан Жермано.

Уже на следующий год мы с помощью Николо ди Сан Жермано организовали и провели в Минске первый этап чемпионата мира в этом классе в СССР. В последующие годы такие соревнования несколько раз проходили в Ленинграде, а в 1997-1999 годах были организованы и в Москве. В этом классе гоночных скутеров нашу страну представляли А. Ишутин, А. Берницын и В. Кунич. Наибольших успехов в этом классе добился Виктор Кунич из подмосковного г. Химки. Выступая в составе латвийской команды, обеспечившей его «своей» техникой, Виктор выиграл и был на подиуме нескольких Гран-При чемпионата мира "Формулы-1" на воде. К огромному несчастью на последнем этапе чемпионата 2001 года в Абу Даби Виктор погиб (на тот момент он занимал 4 место в текущем чемпионате).

Девяностые годы: сложное время для водно-моторного спорта

Девяностые годы прошлого столетия, несмотря на известные сложности в жизни государства, ознаменовались ежегодным проведением в стране важнейших мировых соревнований. Кроме упомянутой «Формулы-1», в Санкт-Петербурге в 1997-1998 годах проводились этапы чемпионата мира в классе океанских катеров «С1», этапы чемпионатов мира в классах «Формула-3» и в классе «аквабайк».

С развалом СССР полностью прекратилась государственная поддержка спорта, в том числе, и водно-моторного. Были ликвидированы детско-юношеские спортивно-технические школы, многие клубы и секции не смогли выжить в жестких условиях «перестройки» и последующего развала государства.

Тем не менее, при активной поддержке ФВМС РФ были сохранены основные официальные соревнования, в которых теперь стало разыгрываться лично-командное первенство – это многоэтапные чемпионат и первенство России, а также Кубок РФ.

Время новых высокобюджетных классов водно-моторного спорта (начало XXI века)

С началом ХХI века в ФВМС РФ появилось и получило организационную структуру новое направление водно-моторного спорта, сразу же позволившее поднять спорт на новый уровень – класс «аквабайк».

Аквабайк – это один из самых молодых и бурно развивающихся классов водно-моторного спорта. То, что в России часто именуют соревнованиями на гидроциклах или водных мотоциклах, а в Америке - Джет Ски (Jet Ski), в рамках Международного водно-моторного союза официально называется «аквабайком».

Свою историю аквабайк начинает с конца шестидесятых годов 20-ого века, когда в Америке и Канаде были созданы первые прототипы современной техники. В Россию аквабайк пришёл в конце девяностых, а уже с 2003 года под эгидой Федерации водно-моторного спорта России начали проводиться официальные соревнования в этом новом классе. Несмотря на свою молодость, аквабайк в России – это вполне состоявшийся вид спорта, «спорта высоких достижений».

В 2005 году впервые в истории и российского, и международного водно-моторного спорта в Москве на олимпийском гребном канале в Крылатском состоялся первый чемпионат мира по аквабайку среди женщин (до этого момента женщины участвовали в официальных мировых первенствах в общем зачете с мужчинами).

К этому моменту российские спортсмены кроме скоростных гонок и соревнований на слаломных дистанциях освоили еще один вид чрезвычайно зрелищных выступлений на воде – спортивное исполнение различных акробатических элементов и трюков на аквабайке – фристайл.

Явным лидером российского спорта в дисциплинах «слалом» и «фристайл», благодаря постоянным профессиональным тренировкам, стала чемпионка страны Анастасия Потанина. И поэтому она вполне уверенно выступила и на первом женском мировом первенстве – наградой за упорный труд и любовь к этому виду спорта стали две чемпионских медали высшей пробы за победу во «фристайле» и «слаломе». Не подкачали и представительницы скоростных гонок – впервые выступавшие в соревнованиях высочайшего уровня Ольга Подхватилина (Ростов-на-Дону), заняла второе место в cамом мощном классе «Runabout», а Ирина Бабенко (Санкт-Петербург) – пятое в классе «Ski» (стоячие гидроциклы).

За первые десять лет в истории проведения официальных соревнований по аквабайку россияне неоднократно занимали места на пьедестале почета крупнейших мировых стартов. Эстафету победных выступлений трёхкратной чемпионки мира, заслуженного мастера спорта России Анастасии Потаниной перенял ее брат, одиннадцатикратный чемпион России, победитель этапа чемпионата мира 2009 года, призёр мировых финалов, мастер спорта международного класса России - Иван Потанин.

Водно-моторный спорт в России сегодня

Профессионально водно-моторным спортом в России занимается более 1000 спортсменов в 48 дисциплинах. Ежегодно в стране проводится более 50 официальных соревнований спорту под эгидой ФВМСР. Российские спортсмены показывают высокие результаты на международной арене. Например, за 2017-2019 годах 23 российских спортсмена стали призерами и чемпионами мира в различных классах судов.

В дисциплине «гидрофлайт» (флайборд) Россия в последние годы является передовой страной в мире. В 2018 году в Тверской области состоялись первые в мире официальные международные соревнования по гидрофлайту под эгидой Международного водно-моторного союза (UIM). А в 2019 году Россия стала первой страной в мире, чье национальное Министерство спорта официально зарегистрировало дисциплину «гидрофлайт». В 2020 году впервые в России и мире состоялся официальный национальный Кубок и чемпионат по гидрофлайту. Российские спортсмены в этой дисциплине являются лидерами мирового рейтинга. Среди них – Антон Попов, могократный призер международных Кубков в категориях «мастерс» и «про», двухкратный чемпион мира в категории «мастерс», Андрей Смирнов, призер пяти международных кубков в категориях «юниор» и «про», серебряный призер чемпионата мира 2019 в категории «про», Алексей Мишустин, дебютант соревновательного сезона 2020, обладающий стабильным стилем и высоким качеством выполнения сложных элементов, таких как двойной бэкфлип.

Очень активно в последние несколько лет развивается класс «аквабайк». Во главе с новой командой Михаила Ершова и Андрея Краснова национальные турниры проводятся с 2017 года. С каждым годом растет массовость соревнований, расширяется география их проведения, а также число спортсменов-участников. Например, на чемпионате России 2019 года в Казани в дисциплине «фристайл» за победу боролись 17 спортсменов, что стало рекордным показателем за всю историю существования аквабайка в России. Развитие этого вида спорта прямым образом сказывается и на показателях в классе на международной арене. Сборная команда России по аквабайку сегодня занимает лидирующие позиции в мире во фристайле. Лидерами команды являются молодые спортсмены Сергей Чемезов и Арсений Матанцев, главным тренером сборной – Михаил Ершов. Наивысшим достижением команды на сегодняшний день является бронзовая медаль Сергея Чемезова на чемпионате мира UIM 2019 года.

Высокие показатели на международной арене демонстрирует команда «New Star», выступающая в классах F1H2O ("Формула-1" на воде), F2, XCat, RIB PR1. Среди высших достижений команды – Кубок Наций и серебряная медаль чемпионата мира UIM по F1H2O, призовые места на XCat World Series и «24 часа Руана».

Лидером мирового рейтинга российская сборная является в детско-юношеской дисциплине «Формула будущего». В 2019 году сборная команда России стала чемпионом мира и Европы в командном зачете. 8-й раз.